Единый справочный центр
c 08:00 до 21:00
(473)260-22-22
РусскийEnglish

Заполните заявку на обучение

Все поля обязательны для заполнения
Спасибо за вашу заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей
Повороты судьбы театрального Глобуса
15 Апреля 2019 Авторские статьи

Повороты судьбы театрального Глобуса

К списку новостей

Пролог

Над Темзой возвышаются белые стены, крутой дугой выплывают из привычного четырехгранного городского пейзажа. На стенах - росчерки коричневых балок и окошек.

1.jpg

А венчает все это покатая крыша. Впрочем, за круглой стеной посетителей ждет сюрприз: крыши, оказывается, нет! Есть соломенный (!) навес вдоль стены и …над сценой! Это здание очень любят фотографировать сверху – популярный архитектурный объект, похожий на бублик. Впрочем, и к традиционным ракурсам за века своего существования это здание давно привыкло.

2.jpg

Перед нами театр, друзья! Пожалуй, один из самых известных и уж точно самый знаменитый театр в мире. Когда-то давно его зрителей приветствовал у дверей атлант, держащий на могучих плечах земной шар, опоясанный лентой. «Весь мир лицедействует», – гласила надпись на ней. Со временем эта фраза превратилась в те самые крылатые слова, о том, что весь наш мир – театр. Ну, а название этого места, «Глобус», на века стало связано с именем величайшего драматурга Вильяма Шекспира.

3.jpg

Оглянитесь вокруг. Закройте глаза. Прислушайтесь…

Себе представьте вы, что в этих стенах
Заключены два мощных государства...
Пополните все недочеты наши
Фантазией своей…

Действие первое. Слуги искусства и… английских лордов

Англия, XVI век. Среди толпы, и знатной, и не очень, среди мужчин и женщин всех возрастов появляются новые любимцы – лицедеи. Не самопальные шуты, что веселят люд на местных базарах, о нет! Актеры, что посветили жизнь искусству. Ну, а из всех искусств любимейшим становится театр. Лицедеи собирались в труппы и давали яркие представления на больших ярмарках, в гостиницах, а то и при дворах вельмож. Средь британской знати стало модным содержать актерскую труппу – это, по сути, было началом актерского меценатства. Вассалы искусства и, по совместительству, какой-нибудь титулованной особы, так и называли себя «Слуги лорда Адмирала» (Admiral s Men), «Слуги лорда Хендсона» (Handson’s Men) и т.п. Чуть позже тренд (как сейчас говорят) стал настолько актуальным, что король Иаков I, вступив на престол, в одночасье собрал всех слуг театральных подмостков под свое монаршее крыло – актерские труппы стали называться «Слуги его величества Короля».

Ну, а пока лицедеи исправно служили своим благодетелям, те строили для них театры. Первой, говорят, появилась постройка с логичным названием Театр – ее соорудил некто Джемс Бербедж в 1576 году.

4.jpg

А дальше, что называется, «пошло-поехало». Это был очень выгодный по тем временам бизнес – сдавать в аренду постройку, получая огромные барыши с представлений. Правда, строились театры в те времена за пределами лондонского Сити: пуритане не одобряли лицедейства, что, впрочем, никак не мешало обывателям боготворить героев нового искусства.

Не отставали и сами актеры – собираясь в целые товарищества, которые работали на паях, они сами строили себе театры и, дабы удивлять публику новыми пьесами, нанимали себе драматургов, которые, по сути, были и режиссерами постановок, да и на сцену нередко выходили сами, представляя свои произведения.

Всеобщий ажиотаж привлекал большие деньги: актеры жили в довольстве, да и владельцы земель, на которых строились театры, были не в обиде. И все бы ничего, если бы не жадность некоторых из них. Тот самый первый Театр Бербеджа в какой-то момент перестал «тянуть» аренду, которая росла не по дням, а по часам. И тогда сын Бербеджа Джеймс, а с ним товарищи-актеры Джон Хэмингс, Августин Филипс, Томас Поуп и Уильям Шекспир попросту разобрали деревянную конструкцию и перенесли здание на новое место, на берег Темзы. Так в 1599 году появился «Глобус», театр «Слуг лорда Камергера».

Действие второе. Весь мир на сцене

Здание «Глобуса» представляло собой восьмигранник. Внутри – своеобразный «зрительный зал»: овальная площадка, на которой собирался охочий до зрелищ люд. Простолюдинам приходилось смотреть представления стоя, а вот для знати были обустроены места вдоль стен с ложами для титулованных персон. Над ними был установлен навес. Защищена от непогоды была и сцена, а вот основная зрительская площадка находилась под открытым небом: дневное солнце давало необходимое освещение. Самые важные гости получали право наблюдать за действием прямо со сцены. «Глобус» вмещал в себя порядка 2000 зрителей.

5.jpg

Декораций в «Глобусе» практически не было, вот почему Вильям Шекспир просил почтенную публику «пополнять недочеты фантазией». Реквизит и технические решения для спектаклей можно было пересчитать по пальцам: мебель выносили на сцену по мере надобности, в полу был откидной люк для появления «привидений», а за задней сценой находилсь балкон. Венчало все это что-то вроде хижины, на которой во время представления водружали флаг.

И все же, несмотря на аскетичное убранство, «Глобус» поражал воображение зрителей, создавая на своей сцене не только улочки, но целые города и страны. Безоговорочное доверие и любовь публики стали частью театрального таинства – мастерство актера вышло на первый план театрального искусства наравне с гением драматурга. Вильям Шекспир, чьи истории оживали на подмостках «Глобуса», стремился добиться искренности и естественности в каждом действии, в каждом диалоге и монологе: «Мне возмущает душу, когда я слышу, как здоровенный, лохматый детина рвет страсть в клочки, прямо-таки в лохмотья, и раздирает уши партеру...». Оттого «Глобус» и стал своеобразным «повелителем душ», касаясь самых потаенных струн, вызывая неподдельные чувства.

6.jpg
Шекспир дает представление для королевы Елизаветы и ее двора. Гравюра неизвестного художника. 1839

Кто знает, быть может, из пламени бушевавших на сцене страстей разгорелась та самая роковая искра. А может, это была не просто случайность, но в 1613 году деревянный «Глобус» был практически полностью уничтожен пожаром. Театр вновь отстроили, теперь уже из камня. Но долго просуществовать ему не удалось: на этот раз двери «Глобуса» закрыл пуританский парламент. Казалось бы, впору написать слово «Конец» на завершающей странице этой восхитительной театральной истории… Но истинное искусство не горит, да и закрыть его не возможно – это доказал нам шекспировский «Глобус»!

Действие третье. Глобус настоящего и будущего

7.jpgМистера Уонамейкера многие за глаза называли безумцем. Впрочем, некоторые заявляли ему о сумасшествии и в лицо: шутка ли, оставить карьеру успешного актера и режиссера, переехать из США в Англию… И зачем? Чтобы отстроить заново старый театр?! Сам же Сэм Уонамейкер на все нападки и кривотолки отвечал лишь кратким словом: «Мечта…».
Мистер Уонамейкер искал затерянный мир. Тот, в котором, по сути, родился театр. Тот, который по сей день восхищает и будоражит воображение. Это наследие, считал Сэм Уонамейкер необходимо вернуть современникам. А потому он основал фонд Шекспировского Глобуса и начал поиски легендарной постройки.
Искал долго. За века и берега Темзы несколько изменились, и сам Лондон многократно менял свой облик. В какой-то момент стало ясно – место для возрожденного «Глобуса» назвать историческим можно будет лишь условно. Его Фонд добивался разрешения без малого 17 лет: строительство на набережной Southwark началось лишь в 1986 году. Больших усилий стоило мистеру Уонамейкеру отстоять и сам проект здания – для новой эпохи архитектура постройки времен Шекспира оказалась слишком сложной и небезопасной. Но все же идеологу «Глобуса» удалось добиться относительной исторической точности. Вот только увидеть свое детище воочию Сэму Уонамейкеру не довелось: он скончался в 1993 году, не дожив до открытия театра всего четыре года. В память о мечтателе, сумевшем заново открыть мир-театр, в реконструированном «Глобусе» была открыт малый «зимний» зал, в котором представления дают в непогоду.

В остальном же в «Глобусе» все осталось по-прежнему – настоящая капсула времени, уносящая посетителей в далекие времена шекспировских страстей. За белыми стенами бушует апрельскими красками современный Лондон. А здесь, внутри, сегодня и на века, театр раскрывает целый мир.

8.jpg

Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль...

Поделиться