Единый справочный центр
c 08:00 до 21:00
(473)212-14-00
РусскийEnglish

Заполните заявку на обучение

Все поля обязательны для заполнения
Спасибо за вашу заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей
«Русское Викторианство»: проект «Школа русской пирографии»
30 Октября 2020 Авторские статьи

«Русское Викторианство»: проект «Школа русской пирографии»

К списку новостей
«Русское Викторианство»: проект «Школа русской пирографии»

«Русское Викторианство»:
проект «Школа русской пирографии»



Горячее искусство: из глубины веков до наших дней...



     Огонь – первая стихия, подчиненная человеком. Причем во всей его полноте: от«огонь-жизнь» до «огонь-смерть». Поэтому вполне приемлемо считать пирографию – от
греческого «пирос» - огонь и «графос» - писать – самым древним из изобразительных
искусств.

     Древнейшие из известных наскальных изображений изображены с помощью красок, изготовленных с применением древесной золы. Нанесение рисунков с помощью раскаленного металла – практика, существующая тысячелетиями. Нанесение скандинавских рун на кости, дереве, коже осуществлялось раскаленным гвоздем или ножом – чему находится немало археологических подтверждений.


     Самая старая из сохранившихся пирографий – рисунок на коже индейцев доколумбовой Америки, примерно 700 г.н.э. – находится в национальном музее в Перу.
     Как принято считать, искусство выжигания в Европу попало именно из Америки в эпоху Великих географических открытий, но очень быстро достигло уровня высокого искусства: в Испании (где выжигание совмещалось с тиснением кожи), в Германии, во Франции и Австрии.
     Пирографическими узорами украшались сундуки, ларцы, двери и скамьи – в общем, все, на чем можно было оставить четкий след раскаленным ножом, гвоздем или специальным пуансоном в виде звездочки или листика.
     В Англии с незапамятных времен существовал обычай наносить рисунки на каминной доске раскаленным оружием – мечом, кинжалом или шпагой, причем такое право хозяин предоставлял только самым уважаемым гостям.


     На Руси эта техника также нашла свое применение как ремесло. Выжженные надписи находят на деревянных изделиях русского Севера, на костяных гребнях и кожаных сумах. Мало кому известный факт: всемирно известные русские матрёшки вначале украшались выжиганием, и лишь впоследствии из стали расписывать красками. А в Сергиевом Посаде (где их и начали делать) искусство пирографии продолжало развиваться, узорами украшали ларцы, подносы, посуду.

     Второе рождение пирография пережила в викторианскую эпоху, после того, как для выжигания додумались использовать медицинский прибор каутер, изобретенный французским хирургом Прокленом и первоначально предназначавшийся для прижигания ран и мелких сосудов. Прибор держал температуру за счет паров бензина, которые нагнетались обычной резиновой грушей к наконечнику выжигателя; выжигание сделалось весьма популярным занятием среднего класса, по своей популярности превзошедшее даже вышивание и декупаж.


     В 19 в. лучшие приборы для выжигания выпускали в Германии, но они находили сбыт по всей Европе: особенно увлеклись выжиганием дамы викторианской Англии, а по их примеру – и в России.
     Из российских мастеров пирографии следует назвать двоих: Евгения Максимилиановна Ольденбургская, жившая в Рамони, и учитель технологий из вологодской глубинки Григорий Стефанович Серебряков. Каждый из них внес значительный вклад в развитие искусства пирографии на уровне художественного мастерства.
     Е.М. Ольденбургская занималась декоративной пирографией интерьера, и создала панели для потолка в собственном замке в Рамони под Воронежем; сегодня эти панели находятся на хранении в Воронежском областном музее им. М.Крамского.

Е.М. Ольденбургская

     Г.С. Серебряков создал первую в Российской империи профессиональную школу пирографии, просуществовавшую вплоть до революции, и написавший первое учебное пособие по этому предмету в 1914г., издававшееся несколько раз.

     Третье возрождение пирография получила на основании широкого распространения электронагревательных приборов после второй мировой войны. Вначале для выжигания использовали обычный паяльник, однако в 1962 году пятнадцатилетний английский юноша Рой Чайлд усовершенствовал прибор для выжигания: трансформатор увеличивал или уменьшал температуру накаливания рабочего наконечника или нихромовой проволоки, и выжигательные многофункциональными и безопасными.


     

     В современном мире существует более тридцати техник термической обработки древесины, начиная с традиционной пирографии и заканчивая применением лазера,
кислот, раскаленного песка или воздуха.
     Пирография снова становится модным элементом интерьера, переживает возрождение как техника изобразительного искусства.
     Намерение возродить это искусство в Воронеже возникло в рамках проекта «Русское Викторианство» (инициативная группа заинтересованных людей, объединившихся вокруг школы иностранных языков «Интерлингва»).
     Следует более подробно рассказать, что такое «Викторианство».
     Период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии, длившийся 62 года (1837— 1901), дало название целой эпохе (Викторианская эпоха), которая изменила мир до неузнаваемости. Виктория родилась еще при жизни Наполеона,а умерла за год до первого полета аэроплана.

Королева Виктория, годы правления:
20 июня 1837 — 22 января 1901

     Викторианская эпоха – первый опыт глобализации индустриальной эры, в ходе которой мир стал всеобщим пространством развития, но и одновременно ареной непри-миримого соперничества. Сегодня, когда в мире происходят процессы, сравнимые с вик-торианской эпохой, её изучение, осмысление и понимание становится принципиально важным.
     Задача проекта -  исследовать викторианскую эпоху во всей полноте её многооб-разия, осветить множество особенностей викторианской культуры, во многом опреде-лившей культуру мировую, в том числе и российскую.
     В общественном мнении сложилась точка зрения о якобы извечной враждебности, несовместимости российской и британской ментальности, мировоззрения, о невозможно-сти взаимопонимания между русскими и англосаксами.  Проект «Русское Викториан-ство» нацелен доказать обратное.
     Воронеж стоит в ряду русских городов, где издавна и подолгу жили англичане, оставившие о себе добрую память. Именно поэтому он достоин  того, чтобы продолжить лучшие традиции российско-английского сотрудничества во благо странам и народам, во  имя будущего.
     В тесной связи с этим,  24 мая 2019г,  в Воронеже в помещении Школы Иностран-ных языков «Интерлингва»»  открылась уникальная «Первая Международная Викториан-ская выставка» в рамках проекта «Русское Викторианство» (Куратор выставки -  Елена Кузнецова), посвященная двухсотлетию Королевы Виктории, одной из самых памятных фигур в истории британской монархии


     Задачей выставки являлось объедение мастеров художественного и прикладного творчества, педагогов, исследователей, ремесленников, дизайнеров, коллекционеров, творческих людей самых разных интересов и осветить разнообразные особенности викторианской эпохи (1837-1901 гг).


     Экспозиция выставки подчеркивала значимость викторианской культуры, во многом определившей культуру мировую, в том числе и российскую, для современного человека, для воспитания подрастающего поколения, значимость для культурного пространства города и Черноземья.


     Гости выставки увидели авторские композиции в Викторианском стиле: куклы в викторианском стиле (автор — Галина Старостина (Москва)); куклы-персонажи английской литературы (Шерлок Холмс, Алиса в Стране Чудес) (автор — Ольга Гусева); коллекция вышивки (коллекционер мастер-художник Елена Матвеева); коллекция вышивки (коллекционер Наталья Сунцова); (картины в технике пирографии по мотивам произведений английской литературы (художник Кшиштоф Скубек (Польша)); декоративно-прикладные предметы в технике пирографии (подносы, разделочные доски) (художник Михаил Кутузов (проект «Русское Викторианство», Рамонь); картины в технике пирографии (портреты и др.) (художник Екатерина Макарова (Воронеж)); коллекция антикварных серебряных брошей (коллекционер Виктория Власюк (Воронеж)); коллекция серебряных аксессуаров Галины Вахтиной; серебряные столовые приборы, переданы в дар выставке Ольгой Прохоровой (Москва) и др.


     В композиции «Викторианской выставки» присутствовали так же деревянные игрушки для традиционной игры «Ноев ковчег», изготовлены авторские куклы, открытки, подобраны раритетные книжные издания, коллекционные игрушки, монеты.




     «Для современных британцев Виктория, несомненно, крупнейшая фигура, оказавшая большое влияние на монархию, общество, геополитику, экономику. Именно она внесла в страну те позитивные изменения, последствиями которых в той или иной мере мы пользуемся до сих пор. При этом ее помнят и как образец викторианской морали, и как человека, который никогда не улыбался, достаточно вспомнить все известные ее портреты».


     Как упоминалась ранее, в рамках проекта «Русское Викторианство» планировалось возродить искусство пирографии в Воронеже.
     В июне 2019 г. состоялся первый семинар проекта «Школа русской пирографии», основателями которого явились АНО ДО «Интерлингва» и «Русское Викторианство» (инициативная группа граждан Воронежской области, увлекающихся краеведением, историей и декоративно-прикладным творчеством (пирография)).
     Теоретическая основой проекта «Школа русской пирографии» -концепция развития личности в диалоге культур (д.п.н., заслуженного деятеля науки РФ, проф. Е.И. Пассова). Знания о ценностных представлениях, лежащих в основе родной и иноязычной культуры, способствуют ориентации личности на общечеловеческие, этические ценности, что определяет гуманитарный статус отношений между людьми как самоценными представителями единого человечества.
     Практическое содержание проекта «Школа русской пирографии» - сочетание оперативных и перспективных мер, направленных на создание условий для самореализации детей и подростков путём активной исследовательской, творческой и организационной проектной деятельности.
     Целью его проведения являлась коллективная работа, направленная на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов по формированию концепции организации и будущей деятельности пирографического общества в России.
     В ходе семинара работа осуществлялась в следующих режимах: групповая работа по выработке новых проектных идей; сообщения экспертов о современных тенденциях и существующем в мире опыте решения проблем возрождения и популяризации прикладного искусства; консультации экспертов; общий пленум, где обсуждались доклады групп и «защита» решений, подготовленных участниками.

     В период с июля по август 2019г. была разработана и утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа русской пирографии» на основании опыта наиболее успешных мировых пирографических школ.
     В сентябре 2019г. был осуществлен набор детей, проявляющих интерес и талант к прикладному творчеству и краеведению, с целью систематических занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа русской пирографии».
     В период с сентября 2019г. по май 2020 г. была успешно реализована вышеуказанная программа, у обучающихся сформированы предметные и метапредметные компетенции в соответствии с целью проекта.

     Программа имела модульный характер, что позволяло гибко менять содержание программы и выстраивать логику обучения таким образом, чтобы она соответствовала потребностям каждого обучающегося.
     Основная форма реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являлась творческая мастерская, предполагающая свободувыбора темы, равенство всех участников, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Это способствовало развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей обучающихся.
     Занятия проводились каждую неделю по два академических часа:
     -по субботам – г. Воронеж, в центре «Северный» школы иностранных языков«Интерлингва»


-по пятницам – в библиотеке п.г.т.Рамонь.


     В период пандемии (с конца марта по май 2020 включительно) обучение проходило дистанционно (оборудование и материалы были выданы родителям учащихся с учетом соблюдения техники безопасности под отчет).



     Оборудование для реализации программы было приобретено нескольких уровней:
          - для начального обучения – выжигательные приборы простейшего типа: «Узор» по дереву/по ткани, 2 насадки.
          - для более сложных работ: пирографы с большими возможностями:  «STAYER EXPERT», «Brenn-Peter Junion Electronic», «RENAXT»,  профессиональный выжигательный прибор ТЕСЛА  с 2-мя сменными ручками.
     За время обучения (120 часов, в т.ч. практические занятия 70 часов) две группы обучаемых (24 человека, в том числе к детям присоединились 3 родителя) освоили:
          - правила рабoты с электрoприбoрами, технику безoпаснoсти и нормы нагрузки;
          - основы графического построения изображений, рисунка и композиции;
          - основы пирографичекской техники: линия, тень, отточие, работа разными жалами;
          - техники копирования рисунка для пирографии: с калькой, с компьютерной техникой, по клеточкам, по обратной стороне рисунка;
          - техники колорирования: акварельным карандашом, акварелью, водной  и спиртовой морилкой.

     

     Самому младшему обучаемому - 6 лет.


     В группах вместе с детьми занимались взрослые (3 родителя), активно осваивая учебный материал и выполняя задания.


    

     Группу по пирографии посетил даже специальный гость - Кирилл Черешнев, музыкант и музыкальный мастер, который рассказал основы полировки шеллаком, особенности техники его нанесения и приготовления раствора.


     Обучающиеся самостоятельно находили сюжеты для своих работ, проявляли интерес к различным жанрам графики и изобразительного искусства, пытались совмещать пирографию с другими жанрами – например, оригами. Особый интерес вызывала техника цветной пирографии с использованием акварельных карандашей, водных морилок. Работа одной из учащихся вышла на московский конкурс работ, посвященных Великой Победе!

     

     За время обучения подготовлены 3 выставки, на которых в общей сложности выставлено более 50 работ.     

     Итоговая выставка, на которой были представлены выпускные работы обучающихся, где ребята смогли отразить все то мастерство, которому они обучились, состоялась 29 мая 2020 в онлайн формате в группе «Русское Викторианство» в социальной сети Вконтакте.

     

     В течение дня публиковались посты с работами, а в конце дня состоялось голосование за лучшую работу по итогу реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа русской пирографии».



     Итоговая выставка приурочена к 24 мая – Второй Викторианской выставке (Викторианскому фестивалю 2020) в Воронеже, в память 175-й годовщины со дня рождения Е.М. Ольденбургской. Изначально, была запланирована межрегиональная выставка пирографических работ, но современные реалии внесли свои коррективы.

Её Императорское высочество принцесса Ольденбургская, урождённая княгиня
Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне


     В дальнейшем предполагается продолжать обучать всех желающих технике пирографии, расширять практические навыки и освоить следующие направления работы:
          - Каллиграфия и леттеринг: изображение букв, каллиграфических миниатюр, поучительных надписей (moralties)
          - Золочение деревянной поверхности
          - Инкрустация шпоном
          - Лаковые и иные защитные покрытия изделий
     Все это способствовует эстетическому восприятию культурного наследия Воронежской области путём инициации комплектования экспозиции пирографических работ с целью создания в Воронеже постоянной выставочной площадки, в перспективе – музея пирографии имени Е.М. Ольденбургской как центр пирографического искусства России.


     При реализации проекта «Школа русской пирографии» также было осуществлено:
          - привлечение к участию в организационной и выставочной части проекта других заинтересованных лица из России и других стран;
          - освещение мероприятий проекта в средствах массовой информации и сети интернет;
          - направление ходатайств в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Воронежской области, а также международные организации по вопросам образования, науки и культуры, о поддержке проекта;
          - привлечение спонсоров, благотворителей и меценатов из числа коммерческих организаций и физических лиц для организации выставки;
          - налаживание партнерских отношений с сетью Ассоциированных школ ЮНЕСКО России, коммерческими, некоммерческими, международными, государственными и негосударственными организациями.
     Следует отметить, что 22 ноября 2019г. состоялся 6 Воронежский форум предпринимателей, в котором приняла участие автор проекта «Школа русской пирографии», к.п.н., доцент, Кузнецова Елена Сергеевна. Она подробно представила проект участникам форума и поделилась, как креативные проекты развивают наш город.


     29.11.2019г. к.п.н., доцент, Кузнецова Елена Сергеевна, автор проекта «Школа русской пирографии», приняла участие в первом «Женском форуме Черноземья – 2019». Она подробно представила проект участникам форума и рассказала о его реализации.
     23 декабря 2019г. АНО ДО «Интерлингва», в лице к.п.н., доцента, автора проекта, Кузнецовой Елены Сергеевны, подала заявку на участие проекта «Школа русской пирографии» во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Инновационная школа - 2019» . Номинация, на которую подавалась работа: «Инновации в образовательном процессе».
     В результате отбора и экспертной оценки проект «Школа русской пирографии» был признан лауреатом 8 Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Инновационная школа - 2019» и удостоен диплома.


     В марте 2020г. проект «Школа русской пирографии» вошел в список финалистов конкурса «Добронежец -2020» в номинации «Цивилизация». Защита проекта с презентацией о нем состоялась в сентябре 2020г.


     Таким образом, в результате реализации проекта «Школа русской пирографии» (АНО ДО «Интерлингва») были успешно выполнены практически все запланированные задачи проекта (с корректировкой на ситуацию в мире).
     В использовании технологий обучаемых проявляют заинтересованность бизнесмены. На сегодняшний день достигнута договоренность с представителями малого бизнеса России, в частности, с производителями мебели и столярных изделий, о дальнейшем сотрудничестве и использовании пирографии в практическом аспекте.
     Очевидно, дальнейшим развитием проекта должна стать пирографическая лаборатория, которая сможет собрать все существующие сегодня технологии термической обработки органических материалов и на этой базе создать Академию пирографии в Воронеже.



Поделиться