Единый справочный центр
c 08:00 до 21:00
(473)212-14-00
РусскийEnglish

Заполните заявку на обучение

Все поля обязательны для заполнения
Спасибо за вашу заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей
Горячее искусство: из глубины веков до наших дней
24 Декабря 2019 Новости

Горячее искусство: из глубины веков до наших дней

К списку новостей
Горячее искусство: из глубины веков до наших дней

Горячее искусство: из глубины веков до наших дней.

Огонь – первая стихия, подчиненная человеком. Причем во всей его полноте: от «огонь-жизнь» до «огонь-смерть». Поэтому вполне приемлемо считать пирографию – от греческого «пирос» - огонь и «графос» - писать – самым древним из изобразительных искусств. Древнейшие из известных наскальных изображений изображены с помощью красок, изготовленных с применением древесной золы. Нанесение рисунков с помощью раскаленного металла – практика, существующая тысячелетиями. Нанесение скандинавских рун на кости, дереве, коже осуществлялось раскаленным гвоздем или ножом – чему находится немало археологических подтверждений.


Самая старая из сохранившихся пирографий – рисунок на коже индейцев доколумбовой Америки, примерно 700 г.н.э. – находится в национальном музее в Перу. Как принято считать, искусство выжигания в Европу попало именно из Америки в эпоху Великих географических открытий, но очень быстро достигло уровня высокого искусства: в Испании (где выжигание совмещалось с тиснением кожи) , в Германии, во Франции и Австрии. Пирографическими узорами украшались сундуки, ларцы, двери и скамьи – в общем, все, на чем можно было оставить четкий след раскаленным ножом, гвоздем или специальным пуансоном в виде звездочки или листика. В Англии с незапамятных времен существовал обычай наносить рисунки на каминной доске раскаленным оружием – мечом, кинжалом или шпагой, причем такое право хозяин предоставлял только самым уважаемым гостям.

На Руси эта техника также нашла свое применение как ремесло. Выжженные надписи находят на деревянных изделиях русского Севера, на костяных гребнях и кожаных сумах. Мало кому известный факт: всемирно известные русские матрёшки вначале украшались выжиганием, и лишь впоследствии из стали расписывать красками. А в Сергиевом Посаде ( где их и начали делать) искусство пирографии продолжало развиваться, узорами украшали ларцы, подносы, посуду.

Второе рождение пирография пережила в викторианскую эпоху, после того, как для выжигания додумались использовать медицинский прибор каутер, изобретенный французским хирургом Прокленом и первоначально предназначавшийся для прижигания ран и мелких сосудов.


Прибор держал температуру за счет паров бензина, которые нагнетались обычной резиновой грушей к наконечнику выжигателя; выжигание сделалось весьма популярным занятием среднего класса, по своей популярности превзошедшее даже вышивание и декупаж. В России пирографией занялись многие желающие с середины 80-х годов: наиболее известны принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская и учитель технологий из вологодской глубинки Григорий Стефанович Серебряков, написавший первый российский учебник по пирографии в 1915 году. Что касается принцессы Ольденбургской, то она занималась декоративной пирографией интерьера, и создала панели для потолка в собственном замке в Рамони под Воронежем; сегодня эти панели находятся на хранении в Воронежском областном музее им. М.Крамского.


Одна из панелей, сделанных Е.М. Ольденбургской.

Третье возрождение пирография получила на основании широкого распространения электронагревательных приборов после второй мировой войны. Вначале для выжигания использовали обычный паяльник, однако в 1962 году пятнадцатилетний английский юноша Рой Чайлд усовершенствовал прибор для выжигания: трансформатор увеличивал или уменьшал температуру накаливания рабочего наконечника или нихромовой проволоки, и выжигательные приборы стали доступными, многофункциональными и безопасными.

В современном мире существует более тридцати техник термической обработки древесины, начиная с традиционной пирографии и заканчивая применением лазера, кислот, раскаленного песка или воздуха. Пирография снова становится модным элементом интерьера, переживает возрождение как техника изобразительного искусства.

Намерение возродить это искусство в Воронеже возникло в рамках проекта «Русское Викторианство», оформившегося в 2017 году. В 2019 году

инициативная группа проекта (Школа иностранных языков «Интерлингва», проектно-творческая группа «Знак Четырех») выиграла грант Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области и начала курс в Школе пирографии «ЕМО» (Евгения Максимилиановна Ольденбургская). Школа состоит из двух учебных групп, общим числом 19 человек. За четыре месяца учебы группы сумели освоить начала контурной пирографии и подготовить три выставки, в общей сложности – более сорока работ.


За зиму и весну 2020 года предполагается освоить объемную пирографию, основы каллиграфии, техники золочения и контурной резьбы. В дальнейшем предполагается создание Пирографической лаборатории, где будут изучаться все техники пирографии, ныне существующие, а также продолжаться обучение основам пирографического искусства всех желающих. В перспективе создание первого в России Музея пирографии с привлечением к проекту российских и международных экспертов и формирование как постоянной, так и вывозной экспозиций. Заинтересованность в проекте проявляют множество энтузиастов разных возрастов, представители бизнеса и музейного сообщества.

Первый этап проекта можно будет считать завершенным в 2020 году; выход на заданные параметры – 2023.

Поделиться